Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям
Что такое ФГОС и почему о них пишем
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Позиция сравнения
Первое поколение ФГОС
Второе поколение ФГОС
Знание
Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают
Ученик активно участвует в процессе получения знаний
Обучение
Система знаний как бы существует в вакууме
Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
Учение
Односторонняя коммуникация учитель → ученик
Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу
Сотрудничество
Единоличное руководство учителя
Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
ФГОС НОО и ООО третьего поколения
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программы
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
А что с шахматами?
Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.
Краткие выводы
Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
Численность обучающихся по реализуемым уровням образования
Реализуемые уровни образования |
|
В школе реализуются три уровня образования:
|
|
Формы обучения |
|
Форма обучения — очная, очно-заочная |
|
Нормативные сроки обучения |
|
|
Срок действия государственной аккредитации до 21 апреля 2027 года |
|
Язык на котором осуществляется образование |
|
РУССКИЙ | |
Начальное общее |
|
На начальном уровне обучения реализуется основная образовательная программа начального общего образования, разработанная на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации, согласованная с Управлением образования администрации МО «Майкопский район». Данная программа содержит планируемые результаты обучения по всем предметам, основные аспекты духовно-нравственного воспитания в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания, программу формирования универсальных учебных действий, обеспечивающую сформированность умения учиться для дальнейшего продолжения обучения, программу здоровьесбережения, коррекционной работы, положения о системе оценивания достижения планируемых результатов. В начальной школе используется учебно-методический комплект «Школа России». |
- Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
- Учебный план на 2021-2022 учебный год. Начальное общее образование
- Учебный план на 2021-2022 учебный год. Основное общее образование ФГОС (5-9 класс)
- Учебный план на 2021-2022 учебный год. Среднее общее образование. Естественно научный профиль ФГОС
- Учебный план на 2021-2022 учебный год. Среднее общее образование. Универсальное непрофильное обучение ФГОС
Учебные планы и пояснительные записки 2020-2021 учебный год
- Учебный план начальное общее образование
- Учебный план основное общее образование
- Учебный план среднее общее образование
- Внеурочная деятельность
-
Основная образовательная программа начального общего образования на 2020-2024 годы
-
Основная образовательная программа основного общего образования на 2020-2025 годы
- План воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
Измененные учебные планы
-
Приказ о внесении изменений в ООП уровней образования
Для учащихся с ОВЗ разработаны адаптированные программы:
Гамалян Елена Ашотовна
- Адаптированная рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность
- Адаптированная рабочая программа по предмету Коррекционно-развивающие занятия
- Адаптированная рабочая программа по предмету Математические представления
- Адаптированная рабочая программа по предмету Музыка и движение
- Адаптированная рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация
- Адаптированная рабочая программа по предмету Окружающий социальный мир
Ханина Елена Ашотовна
- Адаптированная рабочая программа по предмету Изобразительное искусство
- Адаптированная рабочая программа по предмету Литературное чтение
- Адаптированная рабочая программа по предмету Математика
- Адаптированная рабочая программа по предмету Русский язык
- Адаптированная рабочая программа по предмету Окружающий мир
- Адаптированная рабочая программа по предмету Технология
Врублевская Вера Александровна
- Адаптированная рабочая программа по предмету Изобразительное искусство
- Адаптированная рабочая программа по предмету Математика
- Адаптированная рабочая программа по предмету Мир природы
- Адаптированная рабочая программа по предмету Речевая практика
- Адаптированная рабочая программа по предмету Ручной труд
- Адаптированная рабочая программа по предмету Чтение
Королева Ирина Владимировна